В упражнениях необходимо следить, чтобы данный предмет был главным, и на нём был построен весь сюжет. Например, вызвав студента, дать ей задание офантазировать предмет-«кольцо». Она, рассказав предлагаемые обстоятельства и прелюдию, начинает действие. Она пришла к речке с тазом, наполненным бельём. Поставила таз у берега. Сняла галоши. Подобрала подол платья и полезла в воду до колен у огромного камня. Затем на него поставила таз с бельём, начала полоскать. Через некоторое время она посмотрела на правую руку, как-то встрепенулась и стала быстро перебирать бельё. Здесь можно прервать её вопросом:
— Почему вы вдруг начали перебирать всё бельё? Она продолжает рассказывать:
— А у меня было кольцо на пальце, а теперь его нет.... Опять прерываем её: — А почему же, прежде чем начать искать, вы не оценили, где оно? Куда оно могло подеваться? Подумайте.
Она рассуждает:
— Где же оно может быть? Надо вспомнить. Дома? Нет, я его не снимала, да ещё золотое, идя к речке, я его видела.... Значит... потеряла? Но когда и где? Оно, по-моему, блеснуло, когда я выкладывала бельё из таза на камень... Может быть, оно в белье? Можно предложить ей действовать дальше. Она вновь стала перебирать бельё, внимательно всматривалась. Кольца в нём не оказалось. Девушка остановилась, подумала.... Поискала на камнях, на берегу, где шла,-нет кольца. Опять задумалась. Потом тихо 35 подошла к месту, где полоскала бельё в воде, и стала вглядываться, внимательно рассматривать песчаное дно речки, наклонив низко голову к воде. Улыбнулась. Потом оглянулась по сторонам, затем, подобрав платье, стала входить в воду. Сделала несколько шагов, остановилась, постояла немного и наклонилась. Затем, зажмурив глаза, она погрузилась в воду. Захватив горсть песка, она поднялась из воды, и раскрыв руки, посмотрела. Кольца нет. Тогда она проделала вновь то же самое,-и кольцо заблестело в её руке. Она от радости улыбнулась. Вылезла из воды и подошла к камню и, собрав и уложив в таз белье, вышла на берег и положила таз на землю. Отжала на себе мокрое платье, надела тапочки, подняла таз с бельём и пошла домой. Можно задать ей вопрос такого характера:
— Скажите, пожалуйста, о чём вы думали перед тем, как начали искать кольцо?
Она отвечает:
— Я подумала,-а может быть, кольца не было на пальце, когда я выкладывала бельё на огромный камень? Поищу-ка кругом. Начала искать возле камня, где стояла, на берегу, где снимала галоши. Не нашла. Тогда мелькнула мысль,а не соскользнуло ли оно с пальца, когда я полоскала бельё? Нагнулась к воде и увидела, что между камнями в песке что-то блеснуло. Оно! — подумала я. Надо было глубже влезать в воду. Хотела снять платье, но оглянулась по сторонам-недалеко сидели рыбаки. Тогда я решила войти в воду одетая. На мне же лёгкое платье, быстро высохнет, да ещё печёт солнце.
Здесь возникает вопрос: А почему, сделав, несколько шагов в воду, вы остановились и некоторое время стояли? Она продолжает рассказывать:
— Я выжидали, чтобы вода успокоилась, а когда вода вновь стала прозрачной, я посмотрела на дно, отыскивая кольцо.
Теперь мы поняли, что прежде чем начать новые действия, нужно оценить сделанное, увиденное. Оценка рождает мысль, необходимо рекомендовать ряд заданий на подобные упражнения, офантазировать предметы: зеркало, часы, букет цветов, носовой платок, зонт, ключи, сумочка, видеокамера, и т.п.