Мы уже говорили, что внешний темпо-ритм легче усваивается, и является самым близким другом и сотрудником чувства. Это происходит по-тому, что он является непосредственным, иногда даже механическим возбудителем эмоциональной памяти, а, следовательно, — и самого внутреннего переживания. Чтобы понять это, необходимо провести ряд упражнений, которые дадут возможность практически ощутить влияние темпо-ритма на чувства.
Как только студенты выполняют то или иное упражнение, педагог должен сразу же выяснить, какое настроение вызвал у них взятый темпо-ритм. Какие предлагаемые обстоятельства, видения, эмоциональные представления возникли у них от действий, проделанных в определенных темпо-ритмах?
Упражнения:
1. Выбрать определенное действие:
- а) определять предметами
- б) считать
- в) искать
- г) расставлять мебель
- д) отмахиваться и т.д.
Проделать эти упражнения в разных темпо-ритмах: по целым нотам, по половинкам, по четвертям, по восьмым-менять все время ритмы (например: сначала на четверти, потом на восьмые, опять на четверти, потом на восьмые, опять на четверти, потом по половинкам и т.д.).
2. Проделать несколько действий в разных темпо-ритмах-по нотам:
- а) встать (на целую ноту), подойти к окну (по половинкам), отдернуть занавеску, выглянуть в окно, задернуть занавеску, отвернуться от окна (по четвертям),
- б) встать (наполовину ноты), подойти к окну (по четвертям), отдернуть занавеску (целая нота), пауза (целая нота), задернуть занавеску (на половинку), пойти к стулу (по четвертям), сесть на прежнее место (на целую ноту);
- в) встать со стула у стола (целая нота), идти к дивану (каждый шаг — целая нота), сесть на диван (целая нота), лечь на диван (целая нота).
- г) встать со стула (на четверть), пауза (четверть), сделать шаги в одну сторону (две восьмых), шаги в другую сторону (две восьмых), пауза (половинка), идти к дивану по половинкам и сесть (на целую ноту);
- д) слушать (четверть), встать со стула (четверть), идти к двери (по половинкам) слушать у двери (целая нота), открывать дверь (восьмая), пауза «замереть».
Надо добиваться, чтобы студенты осознали важность свойства темпо-ритма как манка для вызывания чувства. Ведь «темпо-ритм» нужен нам не один, сам по себе и для себя, а в связи с предлагаемыми обстоятельствами, создающими настроение, которую темпо-ритм всегда таит в себе.