Внимание к объекту в искусстве должно быть чрезвычайно стойким. Искусство не нуждается в скоро проходящем, скользящем, поверхностном, обрывчатом внимании.

Чтобы удержать внимание на объекте, надо оправдать это внимание к объекту, окружить этот объект привлекательным вымыслом воображения и начать действовать.

Упражнения:

1. Рассмотреть один из предметов, разложенных на столе (перчатки, ключи, очки, кольцо, сумочка) и наделить его интересным вымыслом воображения.

Эти упражнения проводятся, примерно так.

Педагог: Какой у вас объект?

Студентка: Я рассматриваю шарф.

Педагог: Оправдайте, почему вы так внимательно его рассматриваете?

Студентка: Я сегодня иду в театр. У меня есть хорошее платье, туфли. А этот шарф так подходит к моему платью, он в тон его расцветки. К тому же сейчас очень модны эти шарфы. Ведь так красиво... накинуть шарф на плечи... Мне интересно его примерить и посмотреть, пойдёт ли мне к лицу сиреневый цвет.

Педагог: Ну что ж, возьмите, разверните и примерьте. Начинайте действовать. Внимание к объекту-вызывает естественную потребность что-то сделать с ним

2. Каждому студенту даётся открытка-репродукция известных художников и предлагается рассмотреть позы натур, изображённых на открытках, наделить их вымыслом воображения и начать действовать.

Упражнения (оправдать расширение и сужение кругов внимания и действовать):

1. Оправдать сужение кругов внимания. Студенту даётся задача, как он будет сужать круг внимания? Предлагается ему и оправдания.

Приведём пример из практических занятий. Студент: Мне надо сделать ремонт окон, комнаты, где есть три окна и отмечаю, какой требуется ремонт (большой круг внимания). Потом останавливаю своё внимание на среднем окне (средний круг внимания), задерживая свой взгляд на форточке, которая всё время открывается ветром (малый круг внимания), и фиксирую окончательно своё внимание на запоре форточки, сломанном крючке (объект точка) и начинаю действовать.

2. Оправдать расширение круга внимания студента. Я хочу сделать подарок подруге. Она очень любит книги у меня немало хороших книг. Вот новое издание Ч. Айтматова, читала ли она его? Вспомнила, что тоже купила (объект-точка). Осматриваю книги, лежащие на столе (малый круг внимания), здесь в этих книгах нет подходящей. Затем, не вставая с места, смотрю на разложенные книги на двух полочках над диваном (средний круг внимания). Здесь почти старые книги. Тогда переключаю своё внимание на книжный стеллаж, стоящий во всю стену с разнообразными книгами, думая, где же поискать (большой круг внимания) и, продолжая действие, перехожу от одного объекта к другому.

Надо следить, чтобы студенты, делая подобные упражнения, развивали «стойкость внимания», не ленились будоражить своё воображение.