Наивный человек принимает без критики чувственные восприятия за точное отражение действительности или видимость за реальность. Воспринимать видимое актеру на сцене приходится повседневно.
Сценическая наивность поддерживает веру актера в действительность и важность того, что происходит на сцене, в естественность того, что он ощущает это свойство непосредственно, без рассуждения воспринимать впечатления и жить ими. Чем больше наивности в актере, тем больше чувства веры, тем ему легче будет поверить сценической обстановке, забыть условности театра, парализующие веру в действительность происходящего на сцене.
Наивность и вера дают актеру возможность утрачивать скованность, неловкость. Чтобы развить сценическую наивность, вести жизненные наблюдения. Особенно наглядно можно видеть проявление наивности у детей, как они искренне и глубоко переживают в своих играх, изображая папу, маму, космонавта, милиционера, разведчика и т.д.
У ребенка есть еще одно свойство, которое нам следует перенять у него, дети знают то, чему они могут поверить, и то чего надо не замечать. К примеру: фильм «Ты не сирота» (реж. Ш.Аббасов), там дети, исполняющие роли, не играют, а живут, т.е. верят в то, что они делают. Или в жизни, например, в детском саду в одной комнате одновременно дети могут играть в разные игры.
Представьте себе, группа мальчиков в железную дорогу. Условно взят электровоз и вагоны, кто-то из них изображает начальника станции, машиниста, пассажиров. Все они совершают действия, знакомые им по их маленькому жизненному опыту, по поездке на дачу. Игра происходит оживленно, и дети совершенно не замечают бегающих около них других детей, занятых своими играми, не замечают они и воспитательницы. Следовательно, чувство наивности дает им свободу к богатому вымыслу, смелым действиям. Но попробуйте остановить играющих детей и сказать им, что это не правда, что стулья-это не вагоны и не паровоз. Попробуйте разуверить малыша в том, что он не машинист, и что их комната это не станция. Творчество детей или прервется, или совсем погаснет.
Рассудочность убивает чувство наивности, как у детей, так и у взрослых. Наивность может ужиться с умом, но не с рассудочностью, самокритичностью. Это, конечно, не значит, что актер не должен анализировать и критиковать себя и своё исполнение роли. Он это должен обязательно делать, но вовремя и в меру, к тому же лучше всего до представления и после него, но только не в ходе его. Ведь во время игры надо действовать, жить для своих партнеров, верить и быть наивным как дети.