Имеется тесная связь, взаимосвязь, взаимодействие наших пяти чувств (орган восприятия). Ведь сначала создаются зрительные представления, а потом, через эти зрительные представления, 80 возбуждаются и другие внутренние органы. Когда говорят, вспомните вкус плова или дыни, мы сначала видим плов на лягане или спелую дыню, а потом уже ощущаем их вкус.
У одних развивается память зрительная, у других-слуховая, у третьих двигательная, а четвёртых-в равной степени всех органов чувств. Легче всего воздействовать на наши чувства через глаз, а также через ухо, так как слух тоже очень чуток.
Для него нужны ощущения пяти органов чувств при сценическом творчестве? Они необходимы как манок для возбуждения эмоциональной памяти. Кроме того, они нужны актёру при общении с бутафорскими предметами, чтобы при помощи их вызывать нужные ощущения, а вслед за ними и чувства. Ведь по ходу действия той или иной пьесы актёру часто приходится и есть, и пить, а ему подают бутафорские кушанья. (В кинофильмах должны быть настоящие кушанья). И вот при этом надо сыграть так, чтобы зритель поверил, что на столе всё настоящее. Актёр ест, восхищается и хвалит. А как же будет это делать если он не сумеет вызвать в своей памяти вкусовые ощущения этого блюда?
А запах? На сцене от декорации пахнет краской и клеем, а актёру по ходу пьесы надо говорить, например, что чудесно пахнет цветами, уютная спальня с приятным запахом и т.д. И тут важны ощущения, чтобы сыграть правдиво.
Упражнения (на повторные ощущения)
1. На зрительные повторные ощущения представить себе. Дачу, на который вы были или живете: гроздь винограда, луну, любимую девушку, звёздное небо, бабочку, дождливый день и т.д.
2. На слуховые повторные ощущения. Вой ветра, за окном; капель с крыши при таянии снега; звук дутара; прибой морской волны; лай собак; пение соловья и т.д.
3. На повторные ощущения обоняния. Понюхайте, здесь пахнет розой, рекой, сосной, арчой, кофе, дынями и т.д.
4. На вкусовые повторные ощущения. Представьте, что у вас во рту: шоколад, порей, лимон, дыня; малина, мороженое и т.д
5. На осязательные повторные ощущения. Представьте себе, что вы: Берете в руку снежный комок; опускаете руку в горячую (холодную) воду; пьете горячий чай; надеваете на обнаженное тело шерстяную кофту, гладите руку девушки к т.д.
В ходе исполнения упражнений необходимо спрашивать студентов, какие возникают у них зрительные ощущения и внутренние видения. Очень важно следить за тем, чтобы он рассказывал о возникших видениях, а не фантазировал в момент рассказа. Необходимо также выяснить, какие ощущения вызвать легко, а какие-трудно. Следует рекомендовать студенту упражнения па те повторные ощущения, которые плохо поддаются возбуждению.