Мы в жизни встречаем людей с феноменальной памятью которые запоминают десятки, страниц прозы и стихов, усваивают сложные математические, химические формулы, тысячи названий мельчайших деталей машины, и т.д.
Bсе это делается путем систематической тренировки, память можно воспитывать, причем в значительной мере это воспитание ума и воли, характера и личности человека.
Память каждого человека развивается в зависимости от его деятельности к влияния среды. Логическая память основала на смысловом запоминании.
Наглядно-образная память свойственна людям искусства. И. Павлов относил этих людей к художественному типу высшей нервной деятельности...
Кроме словесно-логической и наглядно-образной различают ещё один вид памяти-эмоциональную, которая особенно ярко и живо воспроизводит те или иные пережитые чувства и все то, что с ними по ассоциации связано.
По жизненному опыту мы знаем что события, лица, и пережитые чувства отдаленного прошлого большей частью пропадают для нас, и только глубина впечатлений и сила ассоциации могут вызвать в нашей памяти забытые образы, что собственно и составляет акт эмоциональной памяти.
«Казалось бы, что , они совсем забыты-писал К.С. Станиславский — но вдруг какой-то намек, мысль, знакомый образ, и снова вас охватывают переживания, иногда такие же сильные, как в первый раз иногда несколько слабее, иногда сильнее, такие же или в несколько измененном виде»
Эмоциональная память крайне необходима в творчестве актера, так как на сцене он живет повторными чувствами, то есть чувствами ранее пережитыми, знакомыми ему по жизненному опыту. Эти чувства, когда-то испытанные в жизни, становятся на сцене как бы отражением в зеркале пьесы или сценарии ранее пережитого.
Эмоциональная память и время очищают пережитое от всего лишнего, грубого, постороннего, оставляя лишь чувственность впечатления, если бы они не очищали воспоминания от лишних деталей, то детали бы задавали главную сущность виденного, слышанного и пережитого. Эмоциональная память поэтизирует пережитое. Актеру надо повседневно пополнять свою эмоциональную память, притоком жизненных восприятий, изыскивая материал для неё из самых различных источников.
Упражнения на воспоминание можно построить на том, что можно предлагать студентам вспоминать детально дни, когда они поступили в институт, или первое свидание, или выпускной вечер в школе. Например, одному из студентов задание выполнить этюд на тему выпускной вечер в школе, вы поссорились со своей любимой девушкой, вы хотите помириться с ней, во что бы ни стало. Студент начинает действовать. По окончании упражнения можно спросить студента: «"Вот мы с вами говорили, что материалом для эмоциональной памяти служал воспоминания о ранее пережитых вами чувствах. Но разве вы переживали данные вам в этюде предлагаемые обстоятельства. Так откуда же этот материал поступил в вашу эмоциональную память? Студент, естественно, отвечает, что как он познакомился с ней, долгие встречи, как они не могли жить друг без друга. Советы близких людей, фильмы на эту тему и т.д.
Станиславский — нужно ещё понимать смысл наблюдаемых явлений, надо переработать в себе воспринятые чувства, запечатлевшиеся в эмоциональной памяти, надо проникать в истинный смысл совершающегося вокруг нас, необходимо не только изучать эту «жизнь, но и непосредственно соприкасаться с ней во всех её проявлениях; когда, где и как только возможно».