Чтобы лучше войти в круг «предлагаемые обстоятельства» на сцене, надо также, знать, что происходило с данным действующим лицом до момента создаваемого образа на сцене. Мы не можем приходить из невидимого пространства и уходить в него. Все то, что происходит до момента выхода актера на сцену, называется прелюдией.
Упражнения:
Предлагается студентам нафантазировать прелюдии к только что сделанным упражнениям на «предлагаемые обстоятельства», например:
1. Вы остались в доме одна, родители ушли в гости. Вы хотите сделать сюрприз ко дню рождения матери. Какова же прелюдия? Она может быть примерно такой:
Вы пришли домой с института. Родители ваши раздумывают, пойти к родственникам в гости или нет. Потому что они живут далековато. Оценив обстановку, вы начинаете убеждать родителей, что родственники их будут ждать, если они не поедут к ним, те обидятся. Все это вы делаете с большой заинтересованностью. Чтобы остаться одной и хотите сшить красивое модное платье матери. Ваши уговоры повлияли. Вы помогаете отцу завязать галстук, матери подбираете платье и провожаете их в гости.
Это и есть прелюдия, давшая возможность войти в «предлагаемые обстоятельства».
Нужно на занятиях требовать от студентов фантазировать прелюдии не «вообще», а такие, которые бы помогли войти в атмосферу и ритм упражнения и создать правильное сценическое самочувствие в нем.
2. Можно раздать студентам открытки-репродукции картин известных художников: У.Тансыкбаева, Р.Ахмедова, Р.Чариева, Н.Кузыбаева, Ж.Умарбекова, Ч.Ахмерова и др. затем попросить раскрыть сюжет, тему, данную художником, создать предлагаемые обстоятельства и по позам, по выражению лиц, по настроению персонажа представить их прошлое в прелюдии.
3. По признакам, деталям на предмете определить прошлую прелюдию.
4. Например: один студент принёс на занятие книгу А. Кадыри «Минувшие дни», она была издана при жизни автора, и он начал прелюдию этой книги. Книга была куплена у букиниста его дедом, затем она перешла сыну. На первой странице штамп факсимиле первого владельца этой книги. В букинистический магазин, как она попала неизвестно. Книга долгие годы лежала среди книг отца студента. Однажды он случайно увидел, это старое издание романа «Минувшие дни», теперь он не расстается с ним.
Он несколько раз прочел этот роман. Вот она, эта книга. По этому рассказу видно, что студент строил прелюдию по примером книги: факсимильный штамп первого владельца, рассказ деда как он, где купил, затем эта книга перешла сыну и т.д. здесь, самое главное, рассказывая о прелюдии, не упустить ни одной детали и суметь обосновать ее, сфантазировать.
Серия таких упражнений должна выработать навыки у каждого определять по внутренним и внешним признакам ближайшее прошлое- прелюдию и вообще прошлое человека.