Мы уже не раз упоминали, что на сцене надо действовать подлинно, то есть целесообразно, продуктивно, обоснованно. И проводят к этому слова «Если бы», например: если я ждал гостей, то я сделал бы то-то и то-то... со слова «Если бы» начинается творчество.
К.С. Станиславский писал: «„Если бы“ является для артистов рычагом, переводящим нас из действительности в мир, в котором только и может совершаться творчество».
Педагог вызывает трех студентов и дает им одну и ту же тему: — если бы вы гуляли по лесу, что бы вы там делали? Например, на практических занятиях один из студентов так решает ее.
Он идет по арчовому лесу в предгорье, раздвигая ветки мнимых деревьев. Выходит на поляну. Осматривается и решает здесь расположиться на отдых. Оглядывает поляну, пытается найти приятное местечко в тени. Замечает родничок идет к нему. Кладет на землю свой рюкзак, засучивает рукава, устраивается поудобнее, моет руки. Потом освежает водой лицо и начинает пить. Напившись, устраивается под арчовым деревом, очистив землю от веток. Развязывает рюкзак, достает из него лепешку, отламывает, и начинает есть, наблюдая за птичками, посвистывая в ответ на их пение. Вдруг он почувствовал укус. Почесал это место, не придавая значения этому укусу, лег на бок, решил вздремнуть-опять укус... привстал, оказывается, что там, где он лежал — муравейник.
Решил поискать другое место. Оглядываясь по сторонам, ищет новое место и уходит с поляны.
Другой студент данное задание решает иначе. Он шел по лесу и искал грибы, заглядывая под низкие ветки арчового дерева, разгребая руками траву. Находя гриб, он бережно срезает его ножом. Потом укладывает в рюкзак. Когда, набрав достаточно грибов, он садится на траву возле арчового дерева. Выложив грибы из рюкзака, начинает очищать их. Затем, снова сложив все очищенные грибы в рюкзак, срывает из арчового дерева несколько мелких веточек и, засыпав ими грибы, пошел домой.
Затем это задание выполняет студентка
Она тоже идет по арчовому лесу в предгорье, напевая какую-то веселую песенку; Рвет горные цветы, собирая их в большой букет. Останавливается, снимает с плеч шарфик и покрывает им голову, чтобы укрыться от лучей солнца. После этого она садится на пенёк и начинает плести венок. Вдруг она вскакивает и побежала рассыпая цветы, бросая,начатый венок.
Теперь, начинаем разбор этих упражнении, разница в исполнении только в том, что у первого студента «Если бы» разбудило больше воображения, чем у второго: действия были разнообразней и интересней. Но тот и другой действовали логично и правдиво, не пропуская из линии действия ни одного звена. А у исполнительницы третьего упражнения было все логично до момента, когда она вдруг вскочила и побежала, бросив все собранные ранее ею цветы. Что случилось? Что заставило ее так мгновенно убежать?
Студентка: Пошел проливной дождь...
Педагог: Из ясного солнечного неба?
Студентка: Нет, почему из ясного. Появилась осенняя темная туча, и хлынул дождь.
Педагог: Так как же вы ее раньше не заметили? Ведь от нее, наверное, стало темно? Ну-ка, давайте, сидя на месте, наметим линию действий, начиная с момента, когда вы сами сели на пенек. Начинайте!
Студентка: Я сижу и плету венок, выбирая из букета самые красивые цветы. Вдруг стало темнеть. Я посмотрела на небо. Тучи закрыли солнце. Что делать? Бежать домой или переждать грозу здесь. Посмотрела кругом. Поляну окружали лишь молодые арчовые деревца. Поняла, что под ними не укроешься от дождя. А туча все чернела и надвигалась. Я решила идти домой. Но не прошла я и несколько шагов, появились крупные капли дождя. Я ускорила шаг. Едва я выбралась с поляны, как полил сильный дождь. Что делать? Бежать дальше? Промокнешь до нитки. Я снова стала искать укрытие, быстро, на ходу оглядываясь вокруг, увидела большую арчу. Бросилась под ее широкие ветви. Дождь был сильный, но не долгий. Скоро опять засияло солнышко. Я вылезла из-под арчи. Кругом было сыро. Я зашнуровала кроссовки и пошла домой.
Как видите, теперь ее действия были логичны и последовательны. Она создала линию действия. Как мы уже говорили ранее, создание линии логических и последовательных действий рождает логическую последовательность линии оправдывающих эти чувства.
Теперь продолжим начатые нами упражнения по элементу «Если бы».
- Если бы я находился в предгорье, на берегу реки, в саду;
- Если бы я находился в парке, увидел влюбленную парочку сидящую на скамейке;
- Если бы дождик застал меня на улице;
- Если бы в лотерею я выиграл автомашину;
- Если бы дома один, смотрел телевизор и внезапно потух свет. При исполнении обратить внимание на студентов, что короткое «если бы» вызывает массу сознательных и подсознательных мыслей, разных логических действий, вызывает внутренний сдвиг (мгновенную постановку).
«Если бы» не говорит о реальном факте, о том, что есть, а только о том, что могло быть, если бы... оно только ставит вопрос на разрешение. Оно взывает в актере внутреннюю и внешнюю активность.